Между Биармией и Усть-Сысольским уездом. О национальной гордости великозырян
????? ????? ?? ?? (EUR, USD, GBP, CHF, JPY) - ?? «?????????»

Реклама

Вы находитесь на старой версии сайта! Информация здесь не обновляется. Перейдите пожалуйста на новый, удобный сайт!
Главная / Эксклюзив / Между Биармией и Усть-Сысольским уездом. О национальной гордости великозырян
Между Биармией и Усть-Сысольским уездом. О национальной гордости великозырян | Печать |
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
01.08.2010 21:57

«- Вы осознаёте, что прибыли в столицу национальной республики?
- Я прибыл в город Усть-Сысольск. Вологодской губернии».

Владимир Жириновский, июнь 1993 г., первый визит в Республику Коми.

«Все это – данность, которую нашим политикам, на мой взгляд, следует учитывать. Так же как Кремлю надо принимать во внимание особенности российского менталитета. А то вечно мы пытаемся копировать «лучшие образцы», а получается… Ну вы меня поняли», – завершил Виталий Шахов свою статью «Между Кировом и Казанью».

Вы действительно что-нибудь поняли? Я вам завидую. Ибо я – не очень.

 

Жириновский в Сыктывкаре 

Владимир Жириновский приезжал не в Сыктывкар, а в Усть-Сысольск. Фото Бориса Суранова


Особенно в свете того, что г-н Шахов изложил во всех предыдущих абзацах. Его тезисы таковы: в Кировской области практически нет природных ресурсов, зато вятские ребята действительно хватские – достаточно глянуть на прилавки наших продовольственных и не только продовольственных магазинов; в Татарии очень много природных ресурсов (собственно, в основном нефти), однако и правитель им попался таков, что не только не разбазарил в лихие 90-е эти ресурсы, но и заставил их служить своему народу. 

Посему «до Татарстана нам – как до Луны», делает вывод Виталий Шахов. Действительно национальная республика – как это положено по названию и вроде даже как по Конституции РФ – не состоялась.

Логика в таких выводах, безусловно, есть. Но в них явно сквозит какая-то недосказанность.

Попробуем досказать.

Нефтяной туз в рукаве

Наличие нефти в регионе – немаловажный фактор для ситуации начала 90-х годов прошлого века. «Глотать» с её помощью суверенитет несравненно сподручнее. Пример Татарии здесь действительно впечатляет. И им, вероятно, вполне можно было бы ограничиться, если забыть о существовании ещё одной национальной республики в составе России, весьма богатой нефтью, причём нефтью довольно ценной по своему качеству (не чета тимано-печорской).

Определение «в составе» здесь ключевое, и, я думаю, все уже догадались, о какой именно республике речь. При всём значении сугубо национального и стремительно начавшего развиваться религиозного фактора в противостоянии федеральному центру ни у кого из тех, кто внимательно наблюдал за ситуацией в Чечне, не было сомнений, что финансовый ключ к конфликту лежит в недрах. В период между двумя чеченскими войнами (1996-1999 годы) скважины в открытую распределялись между отдельными боевыми бригадами (бесспорное преимущество здесь принадлежало, конечно, Шамилю Басаеву). И на этой почве в Чечне развёртывались настоящие кровопролитные сражения.

Фактор Чечни не мог не использоваться лидерами нефтяных национальных республик (ННР) для шантажа Москвы. А значимых ННР в России было по сути только четыре: Чечня, Татария, Башкирия и Коми.

Я их специально расставил в порядке убывания сепаратистских настроений. Но Татария недаром идёт на втором месте. До огня и крови, слава Богу, дело там не дошло. Но благостная отставка Ментимера Шаймиева в нынешнем году под всеобщие аплодисменты и обожание всё равно не дадут забыть того обстоятельства, что в 1994-1995 годах те, кто разыгрывал чеченскую карту против России, всерьёз говорили о Татарии как о «второй...»

Именно это обстоятельство позволило Шаймиеву заняться фактически шантажом федерального центра, выторговать у Москвы фактически независимое налогово-бюджетное существование и создать столь любезную г-ну Шахову компанию «Татнефть». Якобы государственную. Есть подозрения – уже далеко не столь фактически...

(В скобках замечу, что «Татнефть», начав добычу в 1943 году – то есть примерно в те же сроки, что и ухтинские добычные предприятия, – развивалась столь стремительным образом, что уже в 1970 году достигла самого высокого в СССР годового уровня добычи – 100 млн.тонн; в 1975-м – 103,7 млн. Сейчас компания добывает 26 млн.тонн нефти в год. Максимум «Коминефти» был зафиксирован в 1988 году – 18 млн.тонн. Сейчас «ЛУКОЙЛ-Коми» добывает 14,5 млн.)

Но мог ли Юрий Спиридонов последовать примеру Шаймиева?

История, менталитет и суверенитет

Ответ лежит на поверхности: естественно, нет. И дело здесь, допустим, даже не в национальном составе той или иной республики, который теоретически может подкреплять те или иные сепаратистские тенденции. Хотя цифры – Чечня: 93,5% титульной нации, Татария: 52,9%, Коми: 25,18% – тоже кое о чём говорят.

Дело в очевидном: история тех или иных национальных республик радикально отличается друг от друга. Ну про Чечню говорить не приходится, все, в конце концов, читали и Пушкина, и Лермонтова, и Толстого, а то, глядишь, и серьёзные исторические труды по истории Кавказа.

История Татарии, в общем-то, тоже вполне очевидна. Те, кто посещал республику в конце 80-х – начале 90-х, помнят, что там на полном серьёзе проснулась ностальгия (во многом, разумеется, спекулятивная) по Золотой Орде, на полном серьёзе замелькали словечки вроде «реванша» и т.п. Учитывая, что потом как раз началась Чечня, учитывая межмусульманские связи и общий разогрев настроений, невольно проникнешься уважением к Шаймиеву за то, что ему удалось удержать этот кипевший котёл на своём месте.

Ну а что Коми? В её истории не было многодесятилетнего вооружённого противостояния новгородцам – так, отдельные выступления, отражённые в известных рассказах о чуди и состязаниях между Памом и Стефаном Пермским. И уж тем более не было владычества, предположим, какой-нибудь Биармии над Русью.

Все эти сверхкраткие исторические экскурсы отнюдь не пустое «академизирование». Я недаром окунулся в историю непосредственно после такой сугубо конкретной материи, как нефть. История вообще на самом деле является нам не в виде пожелтевших рассыпающихся бумажек. История – в нашей крови. История – в нашей голове. История – в нашем сердце, только не в столь пафосном смысле этого выражения, а в гораздо более прикладном: история твоего народа неизбежно отражается в тебе самом. В твоём характере. В твоём, так называемом, менталитете.

Когда наступает переломное общественное время, резко просыпается тяга к истории твоего народа. И если ты в ней находишь основания для недовольства существующим положением вещей (а ты, вне всякого сомнения, находишь), то дальнейшие твои действия будут зависеть как раз от сочетания «менталитет + материальная возможность для протеста». Результат во всяком регионе будет разный.

Существование в виде Усть-Сысольского уезда Вологодской и Печорского уезда Архангельской губерний – это, так и быть согласимся, отсутствие независимости у коми народа. И вот наступает революция, образуется вначале Коми автономная область Северного края, а затем и Коми АССР. Автономность её, безусловно, эфемерна, но национальный состав в момент образования республики по крайней мере таков, что даёт ещё ей право называться «национальной». Однако стремительная индустриализация с помощью известно каких методов, а затем и вполне вольные волны переселенцев кардинально меняют этнический состав республики. Возникают города, которые коми назвать язык не повернётся (за исключением Сыктывкара), но которые являются опорными точками её промышленности и транспорта. Да, разумеется, идёт русификация, если можно так выразиться о влиянии всего того многонационального клубка, который образовался в Коми АССР в 1930-1980-х годах. Так обретённая «автономия» уничтожает национальную основу для возможной последующей борьбы за независимость.

А теперь смотрим на ситуацию начала 90-х и задаёмся вопросом: если даже внезапно Юрию Спиридонову почему-либо взбрело бы в голову начать кампанию за отделение Коми от России (пусть даже с хитрой «татарской» целью – просто вырвать себе побольше независимости), на кого он мог бы опереться? Ведь он потому и выиграл в 1994 году выборы Главы РК, что в глазах большинства населения считался гарантом РОССИЙСКОСТИ Республики Коми. Как распорядился первый Глава доставшимися ему ресурсами – другой вопрос. Но главный фактор тут – прежде всего его личные качества, а не какие бы то ни было потребности утвердиться в отдельном от России политическом пространстве.

Ну а уж кировчане притянуты Виталием Шаховым и вовсе зазря. Их предприимчивость с поисками суверенитета никоим образом не пересекается. Главная задача, усвоенная ими ещё с голодных советских лет, – выжить. Вот и крутятся. В том числе на территории Коми республики.

Это я говорю в том числе и как коренной кировчанин. Понаехавший, так сказать...

 

Комментарии  

 
#3 Шахов 2010-08-06 07:49 Есть прелесть в незавершенности … Читатель вправе продолжить сюжет так, как видит он сам. У меня, в отличие от Вильяма нашего Шекспира, не было необходимости убивать влюбленную парочку на пике их страсти. Достаточно было показать, что применительно к РК понятия "суверенитет", "демократия", "национальная республика" - не более, чем ширма, мишура, прикрывающая совсем другие ценности.
Проблема в том, что и в масштабах страны основные понятийные доминанты потеряли свой первоначальный смысл. После расстрела Белого Дома в 93-м как-то странно говорить о "демократии" и "правовом государстве" в принципе.
На что сегодня опирается выстроенная властная "вертикаль"? На аморфную, безгласую и безразличную массу населения. Куда угодно можно прислать любого наместника и… "народ безмолвствовал".
Не стану спорить по поводу исторических экскурсов - не специалист. Да и не рождается в спорах никакая истина. Не в этом дело. Мне кажется, что этнос, страна, государство… назовите, как угодно, должна строится снизу. Нужен патриотизм семьи, двора, деревни,города, губернии… И уже на нем можно формировать какие-то "общечеловечески е" ценности. Иначе риск попасть в очередную мошенническую ловушку настолько велик, что это даже и не риск - гарантия. Именно это я имел в виду, когда закончил статью фразой из известного анекдота.
Сравнение Шаймиева со Спиридоновым вообще не очень уместно. Понятно, что личное состояние, сколоченное татарским лидером, нашему и не снилось. По барабану: ну, взял сторож часть урожая с сохраненного им сада. Что с того? Он же не вступил в сговор с ворами. И дело тут не в личных достоинствах того или другого. Политик рождается из народа. Там, где этот народ есть. И, как это ни печально, но ведь никто так и не оспорил мою основную мысль: коми народа не существует. Вопрос следующий: а существует ли русский народ? С учетом той легкости, с которой нам впаривают любые инициативы начальства, вопрос отнюдь не праздный.
 
 
#2 Варыш 2010-08-04 23:26 Насчет северных городов я писала статью и посылала в "Молодежь Севера",но не напечатали.Считала и считаю,что все северные города строились вблизи сел и деревень.Так решались две проблемы-это транспортировка грузов с введением "трудгужповиннос ти" для крестьян,а обеспечение продовольствием решалось путем насильственной коллекттивизаци и-это конфискация крест.хоз-в и сельхоз.продукции,(нало г на хлебозаготовки и государственные поставки для того,чтоб получать продовольствие, не оплачивая его крестьянам).Неповиновение каралось теми же лагерями.Поэтому то,что пишет В.Черницын:"Возникают города,которые коми назвать язык не повернется…"-наглая ложь невежды,который не знает истории народа,на земле которого живет.Статья пропитана спесью великодержавног о шовинизма. Если Черницын-коренной кировчанин,то скорее всего он и не догадывается о своих корнях.Было противно читать эпиграф "великого шута России".
 
 
#1 Ольга 2010-08-03 18:23 У Шахова анализ более интересный… Валерий Вы очень поверхностно и легкомысленно оцениваете процессы.
 
Copyright © 2009 ЗАО Газета «Красное знамя».
Все материалы, находящиеся на сайте www.komikz.ru , охраняются в соответствии с законодательством РФ об авторском и смежных правах
и принадлежат ЗАО «Газета «Красное знамя». При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Замечания и пожелания: webmaster@komikz.ru . Powered by Joomla
Яндекс.Метрика