Жители Удорского района нуждаются во внимании руководства республики
????? ????? ?? ?? (EUR, USD, GBP, CHF, JPY) - ?? «?????????»

Реклама

Вы находитесь на старой версии сайта! Информация здесь не обновляется. Перейдите пожалуйста на новый, удобный сайт!
Главная / Темы дня / Жители Удорского района нуждаются во внимании руководства республики
Жители Удорского района нуждаются во внимании руководства республики | Печать |
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 
18.07.2010 20:27

Мы стояли на берегу Мезени напротив села Большая Пысса и ждали парома, который явно запаздывал. Было жарко и скучно, поэтому говорили о видах на село, расположенное на том берегу. К нам подошел Виктор Андреев, местный житель, занимающийся перевозками, поинтересовался: «Вы в эту святую деревню?» «Почему в святую?» – не поняли мы. «А власть на ней крест поставила!» – был ответ...

Большая Пысса
Большая Пысса стала «святой» после того, как на ней «поставили крест». Фото Анатолия Полькина 


Это не анекдот, это жизнь 

Сельское поселение Большая Пысса каких-то двадцать лет назад имело полторы тысячи жителей, здесь был совхоз с несколькими отделениями, лесопункт, в котором работали три сотни человек, в одном сельпо было занято 45 работников. Были здесь даже свой аэропорт и маслозавод, на котором, о чем не без гордости сообщила глава администрации Большой Пыссы Милаида Букина, делали свой сыр. Что интересно: рабочих рук не хватало, все люди были при деле. Теперь всё это в прошлом. 

Сейчас в Большой Пыссе, куда входят пять населенных пунктов, проживает 475 человек. Куда делась целая тысяча жителей? А разбежались, поскольку делать здесь нечего. Из учреждений остались только те, что относятся к бюджетной сфере: школа, почта, детсад, больница, администрация сельского поселения, лесхоз... Работы нет, безработных на учете – 35 человек. Основной контингент – «перелетные птицы»: так называют пенсионеров, которые живут в селе только летом, уезжая на зиму к родственникам или к месту постоянного проживания.

Дорога на Удоре
Заместитель директора ООО «Леса Удоры» Геннадий Хохрин на одном из мостов

Село тихо вымирает, о чем ярко свидетельствует школа. Она здесь достаточно большая, на 150 учащихся, каменная, просторная. Но в прошлом году в ней занималось 47 учащихся, в этом не наберется и сорока: девять учеников закончили 11 класс. Уже четвертый год в школу поступает по два первоклассника, причем перспектива не просматривается! 

Казалось бы, надо только радоваться, что в школе мало учеников: при таком количестве учитель может работать с каждым ребенком индивидуально, дать прекрасные знания. Так-то оно так, но... В школе нет биолога, химика, географа, физрука: их заменяют коллеги. А совмещение – оно и есть совмещение.

Нет, здание школы не пустует, в нем располагается детский сад, который посещает всего 12 малышей, здесь организован интернат, где живут дети из деревень и поселков, тут же обосновалась участковая больница, где имеется пять коек и даже одна «социальная» кровать. Больница даже дневной стационар имеет... Правда, здесь нет врача, а заведует всем фельдшер, и потому Милаида Яковлевна опасается, что больницу прикроют, преобразовав ее в ФАП – фельдшерско-акушерский пункт. И тогда настанут совсем уж плохие времена...

Есть у главы поселения надежда на «молодое пополнение»: в мединститутах учится несколько студентов из местной молодежи. Но пока они получат дипломы, больница может прекратить существование, а открыть что-то закрытое – это уже из области фантастики. За примерами далеко ходить не надо!

Но самое страшное для Пыссы – это расстояние. До райцентра около 120 километров дороги. Точнее – прорубленной в тайге трассы, которую дорогой назвать язык не поворачивается. Направлением – да, проселком – тоже можно обозвать это сооружение, но дорогой эту трассу назвать можно, лишь не видя ее. Хорошо еще, что идет сия трасса в основном по сосновым борам, где песчаный грунт и можно проехать на вездеходе.  

Знаете, какая техника здесь пользуется наибольшим спросом? Наши старые УАЗики, называемые в народе «буханками». «Нива» здесь, конечно, пройти сможет, но с одним условием: если будет на прицепе у грейдера или К-700. Про другие марки легковушек говорить не стоит: для них проезд возможен только по зимнику. И по-другому быть просто не может: средств на обслуживание дороги выделяется минимум, в месяц по нормам грейдеру положено пройти по этой трассе 0,8 раза. Другими словами, грейдер может пройти в один конец и где-то посерёдке трассы на обратном пути остановиться. Или чистить самые труднопроходимые участки, что и делается: дорожники держат трактор К-700 с навесным оборудованием в одной из деревень на середине пути...

Народ здесь неприхотливый, мог бы обойтись и большегрузной техникой, не рассчитывая на комфортабельные авто. Но тяжелая техника как раз и не в состоянии пройти эту трассу: на ней располагается около полусотни мостов. И мосты эти – отдельная песня, которую, кроме как поминальной, не назовешь. По мостам этим ездить нельзя было уже лет десять назад, поскольку они свой срок отслужили. Дело в том, что их строили лет 30 назад, причем в основном из дерева, которое сгнило. Их, конечно, ремонтировали время от времени, но ремонтом это назвать сложно. Где-то подсыпали грунт, где-то меняли пару бревен или настил. Недавно развалился мост с символическим названием Горбатый, еще несколько безымянных находятся в непроезжем состоянии. Но машины идут! Жизнь-то не остановить: нужно везти продукты, в деревни едут отпускники, студенты, кому-то надо в больницу, кто-то едет на юг...

мост на Удоре 

Милиция заставила дорожников установить знаки, запрещающие перевозку груза свыше трех тонн на ось, но ведь это не выход из положения. Мосты от этого не станут более проезжими, а дороги – более гладкими. На ремонт нужны деньги, а их нет! Ни у тех же дорожников, ни у районных властей. Их приходится просить у начальства в Сыктывкаре, причем на ремонт каждого моста отдельно. К примеру, в прошлый понедельник в Сыктывкар отправился начальник промышленного отдела администрации Н.Д. Жилин. Цель? Выпросить в правительстве деньги на ремонт того самого Горбатого моста, ибо грейдер по нему уже пройти не может. Значит, дорогу просто нечем чистить, и теперь большой участок этой дороги представляет собой две колеи среди пес­ка, причем настолько глубокие, что тот же УАЗик гребет по земле днищем.

Так сказал Глава

О том, что такие дороги существуют в ХХI веке, поверить трудно, но они есть, и с этим приходится мириться. Строить новые и ремонтировать существующие никто не собирается: об этом сказал в свой последний приезд бывший глава республики Владимир Торлопов на встрече с населением. Отвечая на вопрос о перспективах развития, он заявил, что для правительства сейчас главная задача – построить дорогу из Кослана на Сыктывкар. Денег на другие дороги просто нет, и даже разговор об этом заводить не стоит. Вот его и не заводят.

Надо сказать, что Удорский район не имеет автодороги, соединяющей его с соседним Усть-Вымским районом. Железная дорога есть, а вот автомобильную только строят. По крайней мере уже лет двенадцать, если не больше. Старожилы утверждают, что все двадцать. Казалось бы, если есть железная дорога, можно обойтись: все грузы и транспорт доставлять в район по ней. Но беда в том, что возить вагонами практически невозможно: слишком дорого! Сейчас в Кослан в сутки ходит один пассажирский поезд, да еще раз в двое суток уходит из Усогорска сборный состав с древесиной. Здесь просто нечего возить! 

Когда-то в районе заготавливали не менее пяти миллионов кубометров древесины в год, сюда везли технику, оборудование, стройматериалы. Сейчас грузопотока нет, железнодорожные перевозки захирели, почти исчезли. Население сократилось до минимума. Большая часть территории района представляет из себя «святую деревню»: здесь остались только те, кто как-то может свести концы с концами, преимущественно это люди, занятые в бюджетной сфере, как в той самой Большой Пыссе. Фактически в таком же положении находится село Чернутьево, являющееся центром сельского поселения, в которое входят четыре населенных пункта. Глава администрации Чернутьево Клавдия Маркова рассказала, что у нее на территории 40 безработных, которые просят дать им работу, но ее нет!

Здесь недавно ввели в строй прекрасную школу на 108 мест, оборудованную чуть ли не на современном уровне. А учится в ней всего 30 учеников! С педагогами та же беда: предметников не хватает. Конечно же, школа не пустует: в ней разместился интернат, свободных площадей нет. В 2009 году на территории поселения зарегистрирован всего один новорожденный, так что перспектив увеличения количества школьников никаких: скорее всего, школа вскоре будет закрыта...

Спрашивается, зачем строили новое здание? А так получилось исторически, никто и не виноват вовсе: начали строить еще в прошлом веке, а пока достраивали, молодежь выехала из села, рожать стало некому. И ведь памятником головотяпству это нельзя назвать: из благих намерений все делалось. Впрочем, здание не пропадет, найдется ему применение. А вот что делать с безработными? Сейчас они заняты на общественных работах: ремонтируют колодцы, занимаются благоустройством, разбирают старые дома на дрова. Даже два моста отремонтировали через ручьи. Могли бы больше, но где взять средства?

Дорога жизни

На прошлой неделе в Кослане состоялось совещание по перспективам развития района. Прибыли представители правительства, среди которых были руководитель Комитета лесов РК Александр Мариев и заместитель министра промышленности и энергетики Александр Гибеж. В принципе, совещание было посвящено работе главного работодателя и налогоплательщика – «Монди СЛПК», точнее, его планам развития. Сейчас у предприятия есть понимание планов будущих рубок в арендованной базе только на ближайшие два года. Дальнейшее планирование освоения лесосырьевой базы на десятилетний период сдерживается рядом экологических проблем, высказываемых неправительственными природоохранными организациями по сохранению ценных лесных массивов, а также недостаточным строительством магистральных лесовозных дорог. Глава района настаивает на поиске и освоении новых лесосырьевых баз для того, чтобы не уменьшать объемы заготовок в ближайшие десять лет, сохранить Удорский филиал «Монди СЛПК», а значит, сохранить более 300 рабочих мест и налоговый потенциал. При этом были предложены конкретные варианты, позволяющие выстроить перспективу работы «Монди» на Удоре в рамках, устраивающих и экологов, и производственников, и местное население.

Удорский район 

В ходе дебатов стороны пришли к решению сделать инвентаризацию имеющейся базы и на следующем заседании комиссии по развитию обсудить пути решения имеющихся проблем. Новое заседание должно состояться до конца июля: район не может остаться без такого инвестора и налогоплательщика, как «Монди СЛПК», иначе он неминуемо превратится в «святую деревню»...

В настоящее время все снабжение района осуществляется по автодороге Кослан-Айкино, которая на большом протяжении мало чем отличается от дороги на Пыссу. Если же подходить строго, то ее просто не существует: нет такой дороги на карте! Но дорога действует, и она является для Удоры не менее важной, чем «дорога жизни» для блокадного Ленинграда.

Сейчас дорога идет вдоль «железки», но возле Вожского она кончается. И дальше автомашины вынуждены поворачивать в сторону и уходить в Архангельскую область! Там дороги такие же, как на Пыссу, с подобными мостами и покрытием. И вместо того, чтобы проехать тридцать километров от Вожского до Айкино, машины блуждают по архангельской земле, проходя 150 километров, а иногда, если где-то развалится мост, и намного больше. Шофёры и экспедиторы проклинают всех и вся, начиная с районного начальства и кончая правительственными чинами. Все ждут окончания строительства начатой дороги.

Как уже упоминалось, строиться она начала давно и могла бы быть введена в эксплуатацию пару лет назад, если бы не «но». Эту стройку века для Удоры начинало ПСО «Труддорстройпром». А сегодня ситуация такова. Вся строящаяся дорога Айкино-Кослан при размещении на конкурсах была разбита на участки.

Конкурс на участки Яренга-Вожский, Вожский-Едва и Едва-Междуреченск выиграло ПСО «Труддорстройпром». Средства республиканского бюджета в 2008-2010 годах были выделены на участок Едва-Междуреченск. При этом стали «выдавливать» ПСО разными путями, в том числе и претензиями по качеству работ. В результате давления руководитель «Труддорстройпрома» Михаил Шаров был вынужден отказаться от продолжения работ на участке Едва-Междуреченск, сам участок был снова «проторгован», и конкурс выиграло ООО «Трансстройсервис», базирующиеся в Сосногорске.

Любой подрядчик заинтересован в том, чтобы дорогу строили последовательно, участок за участком, чтобы был более-менее стабильный заработок каждый год. А если построить сразу только самые проблемные участки, то на другие денег могут вообще не дать (есть проезд, и ладно…). Если бы в Дорожном агентстве приняли решение выделить в 2010 году средства именно на участок Яренга-Вожский, то работал бы «Труддорстройпром». Сейчас районные власти этого и добиваются: для них важно получить проезд на данном участке, бросив пока путепровод.

Созданное в Удоре подразделение для строительства дороги на Айкино фактически осталось без работы. В короткий срок было сокращено более ста человек, сейчас, спустя два года, в ООО «Леса Удоры» (дорожное подразделение «Труддорстройпрома») занято около полусотни работников. Они занимаются обслуживанием имеющихся дорог в районе, в частности, той самой дороги на Пыссу. В меру своих сил предприятие содержит около 500 километров дорог, строит дороги для «Монди».

Задом наперёд

Итак, вот уже второй год строится не проблемный участок между Айкино и Вожским, а путепровод возле поселка Междуреченск. 

Существующая здесь дорога имеет изгиб, а проектируемая этот изгиб спрямляет, проходя над железнодорожным полотном. Сейчас на протяжении километра сделана высоченная насыпь, установлены бетонные опоры для будущего моста.

дорога, удорский район 

Что получит район в результате окончания путепровода? Да ничего! Представьте себе диковинку: в глухой тайге над железной дорогой проходит мост, по которому изредка проезжают машины. Экзотично, не правда ли?

Этот мост проектировался под будущую магистраль «Белкомур», которая пока еще существует только на бумаге. Построят ее в лучшем случае лет через десять, и тогда по ней пойдут поезда. Проектировщики предполагали, что по железной дороге будет сплошной поток, как и по автодороге. Но сейчас, как уже отмечалось, по существующей проходит два поезда в сутки! Разве нельзя повременить со строительством путепровода?

Руководство района неоднократно обращалось в Дорагентство с просьбой пересмотреть планы и приступить к строительству проблемного участка дороги, но... Вот какое письмо поступило от руководителя Дорожного агентства Э.В. Слабикова главе администрации Удоры Руслану Ульянову:

«Перечнем объектов капитального строительства дорожной инфраструктуры Республики Коми, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных инвестиций из республиканского бюджета на 2010 год, предусмотрено строительство автодороги Айкино-Кослан на участке Едва-Междуреченск с вводом в текущем году 4,7 километров с путепроводом через ж/д.

Вопрос о строительстве участка Яренга-Вожский будет рассмотрен Правительством Республики Коми после ввода в эксплуатацию участка Едва-Междуреченск автодороги Айкино-Кослан».

Вот так! Пусть строится памятник, которому позавидует и Церетели, но будет так, как хочет чиновник в Сыктывкаре! Что ему беды какой-то Удоры, этой «святой деревни»? Жили без дороги десяток лет, проживут еще несколько, не помрут... А помрут – будут другие проблемы...

На этот год агентство выделило на строительство дороги 96 миллионов рублей. Но пока на Удоре не было замечено ни одного строителя из «Трансстройсервиса». И когда они здесь появятся, неизвестно! А «Леса Удоры» простаивают.

Руслан Ульянов 

Глава района по этому поводу опять обратился к руководству агентства и получил вот такой ответ (привожу дословно во избежание кривотолков):

«Уважаемый Руслан Николаевич! Генеральной подрядной организацией по строительству дороги Айкино-Кослан на участке Едва-Междуреченск является ООО «Трансстройсервис». При выполнении работ на объекте по условиям государственного контракта организация вправе субподрядные организации или брать дорожно-строительную технику на условиях аренды. Дорожное агентство не может вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, такие решения принимаются самими предприятиями на основе экономической целесообразности».

Обратите внимание на второе предложение: здесь пропущен кусок фразы, в результате чего получилось что-то непонятное и недосказанное. Вывод напрашивается сам собой: чиновник настолько небрежно отнесся к поручению дать ответ и так низко ценит просителя, что даже не удосужился проверить написанное. Он просто главу района отфутболил. А что? Для «святой деревни» и так сойдет!

А в той «святой деревне» живет более 23 тысяч жителей, которым очень нужна дорога. И ее можно построить в ближайшее время. Для этого нужно чье-то веское слово (как сегодня модно говорить – политическая воля). Выделенные деньги нужно просто переадресовать и дать работу дорожной организации «Леса Удоры». Она готова работать. Но найдется ли такой человек в республике?

 

Комментарии  

 
#4 С.А. 2010-07-20 12:36 Обратите внимание на второе предложение: здесь пропущен кусок фразы, в результате чего получилось что-то непонятное и недосказанное. Вывод напрашивается сам собой: чиновник настолько небрежно отнесся к поручению дать ответ и так низко ценит просителя, что даже не удосужился проверить написанное.
==============================

Российские чиновники - худшие люди страны, практически враги народа. Хуже них только педофилы и серийные убийцы.
 
 
#3 Андрей 2010-07-20 04:08 Пока все обещают, начнут строить и уже некому будет пользоваться. Москве и руководству дел до нас нет. Они свой карманы набивают, да развлекаются за счет нас.
 
 
#2 Жу 2010-07-19 13:32 буков много, но интересно так. печально. спасибо автору.
 
 
#1 Сергей 2010-07-19 02:08 Именно политическая воля, но её как небыло так и нет.
А когда появится может уже поздно быть. Экономически активного населения на Удоре с каждым годом всё меньше и меньше.
А деньги можно ещё 20 лет в дорогу зарывать. Важен не результат, а процесс. Какая экономика такие долгострои выдержит?
 
Copyright © 2009 ЗАО Газета «Красное знамя».
Все материалы, находящиеся на сайте www.komikz.ru , охраняются в соответствии с законодательством РФ об авторском и смежных правах
и принадлежат ЗАО «Газета «Красное знамя». При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Замечания и пожелания: webmaster@komikz.ru . Powered by Joomla
Яндекс.Метрика