Побег из фашистского плена привёл лётчика Лошакова в воркутинские шахты
????? ????? ?? ?? (EUR, USD, GBP, CHF, JPY) - ?? «?????????»

Реклама

Вы находитесь на старой версии сайта! Информация здесь не обновляется. Перейдите пожалуйста на новый, удобный сайт!
Главная / Северная широта / Побег из фашистского плена привёл лётчика Лошакова в воркутинские шахты
Побег из фашистского плена привёл лётчика Лошакова в воркутинские шахты
Рейтинг пользователей: / 28
ХудшийЛучший 
07.05.2010 11:16

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Наш сегодняшний рассказ о заслуженном рационализаторе, почетном пограничнике, кавалере почётных знаков всех трёх степеней «Шахтерская слава». А еще – руководителе аэропорта в приграничной Воркуте. И лишь потом, когда человек получил все эти регалии и утвердился в должностях, стало известно, что он еще  и герой, подвиг которого овеян легендами. Этот человек первым совершил побег из фашистского плена на вражеском самолете. Но вместо награды получил... «путевку» в ГУЛАГ.


Уже в 19 лет Николай Лошаков был награждён орденом Красной Звезды. Фото из архива Ц.И. Зильберг


Скупые строчки хроники

В изданной в 1970 году краткой хронике «СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», на страницах 440-441 читаем:

«Находясь в лагере близ г. Острова, Лошаков задумал побег из плена. Посвятив в свой план военнопленного И. А. Денисюка, работавшего на аэродроме в качестве заправщика самолетов бензином, он стал вместе с ним готовиться к побегу. Улучив момент, пленные забрались в кабину только что заправленного самолета «Шторх» и успешно совершили взлет и полет в направлении на восток. Через три часа полета, уже ночью, Лошаков произвел посадку в расположении советских войск в районе Мал. Вишеры».

Несколько скупых строк, ибо издание не предназначено для комментария. Оно излагает факты фронтовых будней. Это потом будет определено, что 11 августа 1943 года был совершен первый в истории войны побег из плена на вражеском самолете. И совершил такой побег младший лейтенант, военный летчик Николай Кузьмич Лошаков, которому на тот момент было всего 19 лет.

С детства Николай любил рисовать, и у него это неплохо получалось. Как итог такого увлечения – Коля Лошаков постоянно избирался в редколлегию школьной стенгазеты. В 1937 году стал комсомольцем, а в 1940 году Тимашевский райком комсомола направил Лошакова в аэроклуб ОСОАВИАХИМа в Краснодар. Эти курсы Лошаков закончил в апреле 1941 года, после чего был направлен в Краснодарскую Военно-авиационную школу пилотов (КВАШП). Учебу окончил 30 мая 1942 года в звании сержанта, получил военную профессию летчика-истребителя. Как отличника боевой и политической подготовки его в начале 1942 года приняли кандидатом в члены ВКП(б).

Дальше был путь на фронт, и бои в небе Ленинграда. За достаточно короткий период он совершает 120 вылетов, сбивает вражеские самолеты. Награжден орденом Красной Звезды. Но 27 мая 1943 года он был и сам сбит.

«Бежать, бежать любой ценой!»


Все решили, что летчика сбили немецкие «мессеры»
. Фото из архива Ц.И. Зильберг

Это был второй вылет в тот день. Его машина была повреждена, и он отправился в последний полет на запасном истребителе «Як-16»... В бою мотор стал терять обороты, и командир приказал Лошакову возвращаться на аэродром, но тут на него насела пара «мессеров». И хоть одного он сумел повредить, второй все-таки зажег лошаковский «Як». Раненный в руку и ногу, Лошаков все-таки дотянул на горящем самолете до своей территории и сумел выпрыгнуть с парашютом уже над линией фронта. Но ветер дул в сторону врага, и летчик приземлился на нейтральной территории.

Наблюдая за неравным боем с земли, защитники Ленинграда пытались минометным огнем отсечь немцев от советского летчика, но это помочь Лошакову не могло: он потерял сознание и был взят в плен. Очнулся Николай уже на операционном столе. Первым вопросом было: «Где я?» Ответ прозвучал на русском языке: «В плену, как и мы все». Врачи вынули пули из руки и ноги, привязали деревянные лубки и сделали перевязку. И вот тут совсем еще юный лейтенант совершил настоящий подвиг: он спрятал под повязку свою кандидатскую карточку – ведь коммунистов фашисты расстреливали без всякого разговора.

А на допросе, еще практически на операционном столе, Лошаков сказал, что только что прибыл на фронт и в первом же бою был сбит. Ему поверили: уж слишком молодо он выглядел, да и документов уличающих при нем не оказалось. И его отправили в лагерь. А потом перевели в Ригу, где создавалась русская эскадрилья. Еще очнувшись в первый раз, он решил: «Надо бежать, бежать любой ценой!»

Его рана на ноге заживала плохо, он не мог ходить без палки, а потому хромого летчика направили на строительство дороги к аэродрому у города Остров Псковской области. Среди пленных было еще несколько летчиков, которые также бредили побегом, стали составлять планы, но их выдал провокатор, и летчиков отправили в концлагеря. Лошаков каким-то образом избежал наказания: фашисты, видимо, решили, что почти калека, да еще такой юный, вряд ли мог решиться на побег, а потому оставили при стройкоманде. И теперь он решил совершить побег один, причем именно на самолете, благо, аэродром был рядом.

Угнанный самолет

Однажды к нему подсел пехотинец Иван Денисюк, который, как оказалось, был заправщиком и каждый день имел доступ к немецким самолетам. Лошаков не сразу ему доверился, а потом попросил срисовать приборную доску самолета, долго ее изучал, расспрашивал про рули и другие приборы. Но ведь на аэродром еще попасть нужно было! А как? Помогли русские девушки из прачечной: они тайком отдали им немецкие комбинезоны.

Дату побега назначили на 11 августа. С утра им удалось пробраться в ангар, где стоял самолет, но их чуть не поймала охрана: еле удалось спрятаться. А ближе к обеду на аэродром приземлился самолет, в котором сидели комендант аэродрома А. Мойзиш и летчик Густав Хойлер. Они отправились обедать, чтобы потом сделать еще один тренировочный полет – самолеты типа «Шторх» считались учебными и использовались в основном для «натаскивания» пилотов.

Денисюк, как и подобает заправщику, направился к самолету, а когда увидел, что во время обеда на аэродроме практически никого не осталось, подал Лошакову, который сидел в кустах, сигнал. Тот, бросив палку и стараясь не хромать, направился к самолету. Заняв место пилота, он запустил двигатель и позвал Денисюка, но тут на посадку пошел другой «Шторх», и Лошакову пришлось пережидать посадку второго самолета, после чего он начал разбег. Низко пройдя над комендантским домом, Николай взял курс на восток.

Немцы спохватились поздно, а потому догонять сбежавший «Шторх» кинулись не сразу. Комендант объявил тревогу, и все аэродромы на пути к фронту были оповещены, а до нашей территории оказалось триста километров. Подлетали к фронту уже в темноте, но тут их взяли в клещи прожектора, начался обстрел. Летчик опять был ранен, самолет получил пробоины, да и горючее кончалось. Лошаков заложил крутой вираж и перешел на бреющий полет, в результате немцы посчитали, что тот сбит и потеряли его из виду, а «Шторх» преодолел линию фронта. Они сели в поле недалеко от деревни Бритино. Посадку наблюдали подростки, пасшие в ночном лошадей. Они увидели странную картину: из самолета выскочили два фашиста, которые орали что-то нечленораздельное на русском и прыгали, как дети, потом обнимались. Причем один прыгал на одной ноге...

Из плена – в тюрьму

Как приняла беглецов Родина? Как обычно в то время. Их арестовали, а 4 декабря судили. Хорошо, не расстреляли на месте, как это порой бывало, если попадались ретивые СМЕРШевцы. У них ведь и аббревиатура расшифровывалась очень просто: «Смерть шпионам!» А кем могли быть прилетевшие на немецком самолете в русский тыл два подозрительных типа?

В те годы в Уголовном кодексе оправдательной статьи не существовало, и даже будь ты трижды не виновен, тебе полагалась тюрьма. Денисюк получил свои «законные» 20 лет и отправился в лагерь в Сибирь. А вот с Лошаковым вышла заминка: в плену он был три месяца, партийный билет сохранил, в сущности, совершил невозможное – угнал самолет с немецкого аэродрома! Один из судей ОСО (особого собрания, а проще – «тройки») вообще предлагал освободить Лошакова, но двое других были непреклонны. Может, повлияло на решение судей еще и то, что Николай на всех допросах вины не признавал и ничего не подписал. И ему дали три года лагерей. Приговор звучал так: «Осужден ОСО НКВД за измену во время пребывания в плену на три года – с 12 августа 1943 по 12 августа 1946 года».

Несмотря на то, что официального сообщения о побеге не было, солдатское радио разнесло весть о нем по всем фронтам, и на каждом фронте считали, что это произошло именно у них. Кстати сказать, за время войны было совершено около десяти побегов на самолетах врага, но лишь один летчик из всех удостоен звания Героя Советского Союза. Это Михаил Девятаев, который совершил побег в 1945 году и сумел привезти с собой ценные документы...

Клеймо изменника Родины

А наш герой отправился рубить уголек в «Воркутлаг», где работал до 12 августа 1945, освободившись по амнистии, но с клеймом «изменник Родины». Но вот что интересно: дальше Николай Лошаков попадает на работу в авиаотряд комбината «Воркутауголь» мотористом, но очень скоро его назначают начальником центрального аэропорта авиаотряда. А ведь начальнику только-только исполнилось 22 года...

В характеристике, сохранившейся в архиве НКВД, отмечается, что Николай Лошаков характеризуется как умелый, ответственный работник, при котором аэропорт, находящийся в суровых северных условиях, работал без единого сбоя. Особенно он проявил себя при спасении экипажей тяжелых самолетов, потерпевших аварии в 1946 и 1947 годах. Позже за организацию по спасению самолетов и другие заслуги Николай Лошаков был награжден знаком «Почетный пограничник».

Трудно сказать, почему еще молодой человек, имеющий перспективы, ушел из авиации в шахтеры. Может, потому что летать ему не давали, и перспектив не проглядывалось в то время никаких. А у него уже появилась семья, которую требовалось кормить...

Вся последующая жизнь Николая Лошакова связана с работой на шахте. Начал с простого рабочего, затем закончил техникум, стал помощником, а затем и начальником участка. Десятки раз он писал письма в инстанции о реабилитации, но всегда неизменно приходил отказ: клеймо «изменник Родины» действовало сильнее любых аргументов.

Но ему все-таки повезло. Дело о реабилитации в 1958 году попало как раз тому судье, который был в особой тройке, судившей его. Именно он голосовал за невиновность Лошакова. Вот теперь Лошаков был реабилитирован, а еще через год его восстановили и в партии.

Из предателей – в киногерои

1959 год стал переломным в жизни Николая Лошакова. Первым о подвиге летчика написал корреспондент «Красного знамени» Макс Рошал 15 января 1959 года. Потом об этом написали центральные газеты, о подвиге Лошакова узнала вся страна. В 1961 году его вызвали в Москву, и все знавшие Николая Кузьмича были уверены, что ему присвоят звание Героя Советского Союза. Ведь он совершил 121 боевой вылет, сбил несколько самолетов врага, попав в плен, сумел угнать самолет противника. «Героя» давали и за меньшие заслуги, но... К тому времени было известно уже девять летчиков, совершивших дерзкие угоны самолетов из вражеского тыла, но, кроме Девятаева, не был награжден никто. Да и ему это высокое звание присвоили тоже не сразу, а лишь в 1957 году. А Лошакову тогда вручили памятный подарок – охотничье ружье.

Но Николай Лошаков не затаил обиду, он продолжал работать. За труд он удостоен звания «Почетный горняк», «Заслуженный шахтер Коми АССР», награжден знаками «Шахтерская слава», ему вручено множество почетных грамот и других знаков отличия. Николаю вернули орден Красного Знамени, который он заработал в боях, но не знал об этом, свою первую Красную Звезду и вторую, которую дали уже за мужество и ранения.

В 1961 году кинорежиссер В.Соломоник снял о Николае Лошакове документальный фильм «Продолжение подвига». Фильм снимали в Воркуте и деревне Бритино Новгородской области, куда приехал и Иван Денисюк, который в то время работал шахтером в Ткварчели. Кстати, его реабилитировали только в 1962 году. Жители Бритино гостеприимно встретили гостей, они помнили подвиг Лошакова и Денисюка. Среди встречавших был и Иван Кудряшов, один из мальчишек, который первым увидел приземлившийся самолет и странный танец окровавленных «немецких» летчиков.

Среди множества людей, приезжавших в Воркуту, был кинорежиссер Сарапкин, который организовал в 1969 году поездку Лошакова в Польшу и ГДР. Поездка получилась триумфальной. В берлинском ресторанчике ему организовали встречу с Отто Блаттом – солдатом, который охранял хромого доходягу на строительстве дороги возле города Остров. Блатт рассказал, что произошло после того, как улетел в неизвестность учебный «Шторх». Блатта судили, приговорили к смертной казни, но на допросах Отто молчал, притворившись глухонемым, и его отправили в тюрьму в Германию, где о нем просто потом забыли. Когда тюрьму разбомбили американцы, Блатт оказался на свободе. Повар по специальности, он стал владельцем ресторана. Немец восхищался подвигом Николая Кузьмича. Кстати, комендант, узнав, что самолет догнать не удалось, застрелился...

Вторым сюрпризом оказалась встреча с Густавом Хойлером, тем самым летчиком, чей самолет угнал Лошаков. На Хойлера дерзкий побег советского пилота произвел очень большое впечатление, и в конце войны он и сам перешел на нашу сторону.

Летчик, шахтер, изобретатель

В 1971 году Николая Кузьмича избрали председателем ВОИР (Всесоюзная организация изобретателей и рационализаторов). И здесь он показал себя в лучшем свете. В организации со временем насчитывалось 13 500 человек, она была самой большой. На всех шахтах были организованы БРИЗы (бюро изобретательства и рационализаторства), в институтах – патентные службы. Ежегодно подавалось до четырех тысяч рационализаторских предложений. При нем в Воркуте появились «Заслуженные изобретатели Коми АССР и РСФСР». Николай Кузьмич мечтал создать первичные организации в школах, чтобы растить будущих изобретателей. Как-то он сказал, что хотел бы заглянуть в ХХI век, если уж не сам, то хотя бы глазами молодых. Его слова стали пророческими.

В 1983 году Николай Кузьмич уехал из Воркуты в Краснодар, на родину, где, не дожив до 60 лет, умер. Там он и похоронен. И как это в жизни бывает, о нем в Республике Коми надолго забыли. Так получилось, что в 1998 году группа энтузиастов провела вечер памяти Николая Кузьмича, на котором прозвучал рассказ о всех перипетиях судьбы отважного летчика и славного шахтера, общественника. Присутствующие поддержали предложение о ходатайстве по присвоению Николаю Кузьмичу Лошакову звания Героя Советского Союза. После этого появилось несколько публикаций в прессе, в 2001 году был снят телефильм «Человек из легенды», который был показан по местному телевидению. Так имя Николая Лошакова снова вернулось в Коми.

Четыре раза правительство республики отправляло документы на Лошакова в администрацию Президента, но все четыре раза приходил отказ без объяснения причины.

Отряд имени Лошакова


Поисковый отряд «Наследие» им. Н.К. Лошакова
. Фото из архива Ц.И. Зильберг

Очень много времени и сил исследованию жизни Николая Лошакова посвятила Циля Израйлевна Зильберг, известный в республике специалист по патентному и авторскому праву, которая сама хорошо знала героя как председателя общества изобретателей и рационализаторов. Ее всегда поражала простота и скромность Николая Кузьмича, который не носил боевых наград и никогда не рассказывал о войне. И вот что сделала эта мужественная женщина. Она обратилась к бойцам поискового отряда «Наследие», ведущего работу по захоронению останков павших солдат в Новгородской и Псковской областях. Как раз в тех местах, где воевал и совершил свой подвиг Николай Лошаков.

Бойцы отряда дали свое согласие, и 17 февраля 2010 года прошел торжественный сбор, на котором состоялось присвоение отряду имени Николая Кузьмича Лошакова. Бойцы теперь будут носить форму и значок с именем Лошакова, а, выезжая на поиски, будут рассказывать жителям о том, почему отряд носит такое имя.

Сейчас звание Героя Советского Союза не присваивают. Нет такой страны. Но есть страна Россия, которая должна помнить своих героев. И есть Республика Коми, в которой ровно 40 лет прожил (и очень достойно прожил!) человек, имя которого теперь будет носить отряд поисковиков. Бойцы отряда будут меняться, и новые поколения будут знать и помнить, чье имя носит отряд. Может, именно об этом мечтал Николай Кузьмич, когда говорил, что хотел бы заглянуть в ХХI век глазами молодых?


 

Комментарии  

 
#20 Ю. Дунаев 2013-06-08 15:18 «…При нем в Воркуте появились «Заслуженные изобретатели Коми АССР и РСФСР»…»
= =
Ни при Лошакове, ни до него, ни после «Заслуженные изобретатели Коми АССР и РСФСР» в Воркуте «появиться» не могли, поскольку звания с указанным наименованием никогда не существовало.

Указами Президиума Верховного Совета Коми АССР были установлены следующие почетные звания:
«Заслуженный рационализатор и изобретатель Коми АССР» (1960);
«Заслуженный изобретатель Коми АССР» (1967);
«Заслуженный рационализатор Коми АССР» (1967).

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР (1961) были установлены почетные звания:
«Заслуженный изобретатель РСФСР»;
«Заслуженный рационализатор РСФСР».
 
 
#19 Ю. Дунаев 2013-06-08 14:49 «…Михаил Девятаев, который совершил побег в 1945 году и сумел привезти с собой ценные документы…»
= =
Ни М.П. Девятаев – в своих книгах*/**, ни его биографы – в многочисленных публикациях*** никакие «ценные документы» не упоминают.
* Девятаев М. П. Полет к солнцу / М. П. Девятаев ; лит. запись А. М. Хорунжий. – М. : ДОСААФ, 1972. – 272 с.
** Девятаев М. П. Побег из ада / М. П. Девятаев ; [лит. обраб. М. Моисеева, Ю. Юшкина]. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985. – 198 с.
*** Полет из фашистской неволи… : сборник / авт.-сост. Н. В. Харин. – Изд. второе, доп. – Кропоткин; Ставрополь : Альфа Принт, 2010. – 256 с.
http://lib.convdocs.org/download/docs-38993/38993.doc
 
 
#18 Ю. Дунаев 2013-06-08 14:31 «…Несмотря на то, что официального сообщения о побеге не было, солдатское радио разнесло весть о нем по всем фронтам, и на каждом фронте считали, что это произошло именно у них…»
= =
Остается загадкой то, откуда же авторам и соавторам данного утверждения стало известно про то, что «этот случай» присваивал себе «каждый фронт»? Никаких ссылок на источники данной информации никто из авторов и соавторов нигде не приводит.
И почему именно августовский случай? Наряду с несколькими угонами самолетов врага, имевшими место в 1942 году, в 1943 году был совершен ряд подобных побегов и «солдатское радио», а также «сержантское радио» и «офицерское радио» могли разнести («по всем фронтам») весть о каждом из них:
- летом 1943 года с аэродрома в районе с. Боровское (Смоленская область) неизвестные военнопленные в разное время угнали самолет-бомбардировщик и самолет У-2;
- 4 октября побег на угнанном «Шторхе» совершили с рижского аэродрома летчик 12-го Гвардейского Гатчинского дальне-бомбардировочно го авиаполка А.М. Ковязин и красноармеец В.М. Крупский (и данный случай также, как и побег Лошакова указан во втором издании «Краткой хроники…» 1970 года);
- 11 октября летчик Н.П. Печенкин и авиатехник С.М. Пикулькин одновременно угнали из района Борисова (Белорусская ССР) два самолета У-2.
 
 
#17 Ю. Дунаев 2013-06-08 14:30 Командир 12-го Гвардейского Гатчинского дальне-бомбардировочно го авиаполка Н.Г. Богданов отметил в своих воспоминаниях, что о побеге его подчиненного - летчика А.М. Ковязина (04.10.1943) на угнанном «Шторхе» вскоре «во фронтовой газете было опубликовано лаконичное сообщение»*. Однако даже в данном случае, получившем огласку благодаря фронтовой прессе, ни в воспоминаниях фронтовика Богданова, ни в многочисленной мемуарной литературе, а также в статьях 1958-2013 годов о побеге с Рижского аэродрома не удалось обнаружить никаких упоминаний о том, что газетное сообщение о побеге Ковязина «солдатское радио» разнесло «по всем фронтам».
http://militera.lib.ru/docs/0/zhukov_idf.zip
 
 
#16 Ю. Дунаев 2013-06-08 14:24 «…Несмотря на то, что официального сообщения о побеге не было, солдатское радио разнесло весть о нем по всем фронтам, и на каждом фронте считали, что это произошло именно у них…»
= =
В документальном фильме ГТРК «Коми гор» о Н.К. Лошакове «Человек из легенды» (2000-2005 гг.) «главный консультант», рассказывая об этом побеге, пафосно (как если бы сама была фронтовиком-очевидцем) озвучила подобное утверждение: «…на фронте была такая эйфория, потому, что время было тяжелое…». Однако никаких ссылок на источники информации об «эйфории» («на фронте»), якобы вызванной побегом Лошакова, «главный консультант» до настоящего времени не привела.
 
 
#15 Ю. Дунаев 2013-06-08 13:35 «…Денисюк получил свои «законные» 20 лет и отправился в лагерь в Сибирь…»
= =
В. Ершов - директор Тимашевского музея (Краснодарский край) сообщил о том, что И. Денисюка отправили «добывать медную руду на одной из шахт Грузии…».
http://admkrai.krasnodar.ru/content/section/12/container/627/element/13586/
http://www.airwiki.org/history/av2ww/soviet/shtorh/shtorh.html
 
 
#14 Ю. Дунаев 2013-06-08 13:23 «…Один из судей ОСО (особого собрания, а проще – «тройки»)…»
= =
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 1934 г. N 22
ОБ ОСОБОМ СОВЕЩАНИИ ПРИ НКВД СССР

В развитие ст. 8 Постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 10 июля 1934 г. "Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата Внутренних Дел" Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Предоставить Народному Комиссариату Внутренних Дел Союза ССР право применять к лицам, признаваемым общественно-опасными:
а) ссылку на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, список которых устанавливается Народным Комиссариатом Внутренних Дел Союза ССР;
б) высылку на срок до 5 лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах Союза ССР;
в) заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет;
г) высылку за пределы Союза ССР иностранных подданных, являющихся общественно-опасными.
2. Для применения мер, указанных в ст. 1, при Народном Комиссаре Внутренних Дел Союза ССР под его председательств ом учреждается Особое Совещание в составе:
а) Заместителей Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР;
б) Уполномоченного Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР по РСФСР;
в) Начальника Главного Управления Рабоче-Крестьянской Милиции;
г) Народного комиссара внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело.
… * http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-gosudarstvo/f9v.htm
 
 
#13 Ю. Дунаев 2013-06-08 13:22 = =
Особое Совещание при НКВД СССР, действовавшее на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 05.11.1934 г. и функционировавш ее до 01.09.1953 г. «Особое Совещание» представляло собой подобие российских «Особых комиссий по расследованию», созданных Петром I, и «Особого совещания при Министерстве внутренних дел», учрежденного Александром III в 1881 году).
= =
Особое совещание (ОСО) — в разные годы « Особая комиссия при НКВД», « Особое совещание при ОГПУ», « Особое Совещание при НКВД СССР», « Особое Совещание при МГБ СССР»; в СССР с 1922 по 1953 год — внесудебный орган, имевший полномочия рассматривать уголовные дела по обвинениям в общественно опасных преступлениях, и выносить приговоры по результатам расследования, а также пересматривать решения Военной коллегии Верховного суда СССР …

ОСО не следует путать с «Особыми тройками НКВД».
= =
Республиканские , краевые и областные тройки НКВД — внесудебные органы уголовного преследования, действовавшие в СССР в 1937—1938 годах на уровне республики, края или области. Областная тройка состояла из начальника областного управления НКВД, секретаря обкома и прокурора области.
= =
* http://www.kolmisoft.ru/mnah40nihrah/Особое_совещание_при_НКВД_СССР
 
 
#12 Ю. Дунаев 2013-06-04 22:56 «Первым о подвиге летчика написал корреспондент «Красного знамени» Макс Рошал 15 января 1959 года. Потом об этом написали центральные газеты,..».
= =
Первая публикация о подвиге Н.К. Лошакова увидела свет 25.12.1958 г., когда в газете Военно-воздушных сил «Советская авиация», являвшейся органом Министерства обороны Союза ССР, вышла статья «К своим на вражеском самолете». Потом М. Рошал и Л. Бичай написали статью «Подвиг», опубликованную в газете «Красное знамя» (№ 10 от 14.01 и № 11 от 16.01.1959 г. – «15 января» газета не выходила).

В шести выпусках газеты «Заполярье» с 09.09 по 17.09.1961 г. был напечатан литературный сценарий документального фильма «Мой сын» кинорежиссера В. Соломоника. В газете от 16.09.1961 г. / № 189 он перечислил (в порядке выхода) названия газет и заголовков статей, использованных им при подготовке сценария: «“Советская авиация” (25 декабря, 1958 г.) – “К своим на вражеском самолете”; “Красное знамя” (14 января 1959 г.) – “Подвиг”; “Труд” (25 декабря 1959 г.) – “Мужество”; “Комсомольская правда” (30 января 1960 г.) – “Полет из неволи”; “Красная звезда” (17 июня 1960 г.) – “Подвиг летчика Лошакова”».

В свою очередь, составители «Краткой хроники : СССР в Великой Отечественной войне, 1941-1945» (Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970. – 856 с.) изложив сокращенное описание того, как 11.08.1943 г. «младший лейтенант Н.К. Лошаков перелетел из плена на вражеском самолете» (см. с. 440-441), привели ссылку на первоисточник: «“Советская авиация”, 25 декабря, 1958 г.».
 
 
#11 Ю. Дунаев 2013-06-04 22:13 «1959 год стал переломным в жизни Николая Лошакова».
= =
Переломным в жизни Н.К. Лошакова стал 1958 год:

КОПИЯ

ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ
М О С К О В С К О Г О
ВОЕННОГО ОКРУГА

06 ноября I958 г. № Н-5686/ос.
г. Москва, Арбат, 37

СПРАВКА

Дело по обвинению ЛОШAKOBA Николая Кузьмича, 1923 года рождения, бывшего летчика 14 гвардейского краснознаменног о авиаполка, младшего лейтенанта, арестованного I2 августа 1943 года, пересмотрено Военным трибуналом Московского военного округа 6 ноября 1958 года.

Постановление от 4 декабря 1943 года в отношении ЛОШАКОВА Н.К. отменено и дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления.

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА МВО
ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ

Гербовая печать /Н.ГУРИНОВ/
 
 
#10 Ю. Дунаев 2013-06-04 22:01 10.09.1943 г. в заявлении «Начальнику Управления контрразведки гр. Абакумову» арестованный Н.К. Лошаков написал: «… мне 20 лет, я прошу Вас разобрать мое дело, решить мою судьбу, дать возможность быстрей вернуться в строй, чтобы стать защитником своей Родины. …».

Таким образом, если верить Лошакову, а не его биографам, побег он совершил не в 19-ти, а в 20-летнем возрасте.
 
 
#9 Ю. Дунаев 2012-11-23 08:52
«… есть страна Россия, которая должна помнить своих героев …»
Сентябрь 1941 года. Побег на самолете люфтваффе, осуществленный военнопленными, содержавшимися в концлагере «Шталаг-364» (город Николаев, Украина).
См.:
Книга Памяти Украины. Раздел «Военнопленные, дальнейшая судьба которых неизвестна»
http://memory.dag.com.ua/browse?2101
= =

Октябрь 1941 года. Побег из плена на самолете-истребителе Ме-109, угнанном с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал летчик РККА Цыганков Павел Иванович.
См:
Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // ж-л «Уральский следопыт». 1972. № 5. http://www.uralstalker.su/persons_us.html
Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // газ. «Красная Печора». 1972. 22-27 июля, 1-10, 15, 19-31 августа.
Ципис Н. Небо Марка Галлая повести // Проза.ру : русскоязычный литературный портал.
http://www.proza.ru/2010/09/08/1073
 
 
#8 Ю. Дунаев 2012-11-23 08:49 Октябрь 1941 года. Угон немецкого самолета с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал военнопленный летчик С.Н. Сетраков.
См.:
Об итогах областного конкурса «Тут ни прибавить, ни убавить - так это было на войне» // Могилевский облисполком. Могилев, 2012. http://region.mogilev.by/ru/node/11273

Хроника ОО МОИППК `Виккру` за 2010 год // Могилевский облисполком. Могилев, 2012. http://region.mogilev.by/ru/page/khronika_oo_moippk_vikkru%C2%BB_za_2010_god
= =

Январь 1942 года. Побег военнопленного летчика на немецком самолете-бомбардировщике с аэродрома, находившегося в окрестностях города Сталино (ныне Донецк, Украина).
См.:
Кайтуков А. Долгая дорога домой // ж-л «Дарьял». 2003. № 1. Владикавказ.
http://www.darial-online.ru/2003_1/kaytuk.shtml
Карданов Т. Подвиг в плену // газ. «Пульс Осетии». Владикавказ, 2009.
http://gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=38&Itemid=39
http://gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=270:—-9—2010&catid=38:-9—2010&Itemid=39
 
 
#7 Ю. Дунаев 2012-11-23 08:39 1942 год. Захват и угон немецкого самолета с аэродрома в районе города Орел за линию фронта в расположение советских войск, осуществленный штурманом самолета-бомбардировщика ДБ-3М 51-го ДБАП 52-й ДБАД Гавриилом Евдокимовичем Лосуновым и бортрадистом Александром Симоненко (либо Семиненко).
См.:
Город Орел // Портал Орловской области - День Великой Победы. Память земли Орловской.
http://www.orel-region.ru/victory/memory/1_17.html
Книга памяти. Российская Федерация, Орловская область. Том восьмой. Город Орел. / Администрация Орловской области. - Орел : «Орелиздат», 1998.
http://www.library.gu-unpk.ru/9_mai_2010/knigi/kniga_8.pdf
Мартынов М. М. Подпольный госпиталь : документальная повесть /М. М. Мартынов, А. М. Эвентов. - Тула : Приокское кн. изд-во, 1964.
Мартынов М. М. Это было в Орле // Герои подполья. О подпольной борьбе советских патриотов в тылу немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны / сост. В. Е. Быстров. - М., 1965.
Мартынов М. М. Это было в Орле // Герои подполья. О борьбе советских патриотов … Вып.1. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1966.
Мартынов М. М. Это было в Орле // Герои подполья. О борьбе советских патриотов … Вып.1. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1970.
Мартынов М. М. Это было в Орле // Герои подполья. О борьбе советских патриотов в тылу немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. 4-е испр. и доп. изд. - М. : Политиздат, 1972.
Мартынов М. М. Фронт в тылу. - Тула : Приокское кн. изд-во, 1975.
Мартынов М. М. Фронт в тылу : очерки истории борьбы совет. патриот. подполья с нем.-фашист. оккупантами на Орловщине в 1941-1943 гг. - Тула : Приокское кн. изд-во, 1981.
Безуглый И. Тайны «Вервольфа». Документальная повесть. - Винница : Обл. книжно-газетное изд-во,1962.
Безуглый И. А. Тайны «Вервольфа». - Кишинев : Лит. артистикэ, 1982.
Безуглый И. А. Тайны «Вервольфа». - Хмельницкий : Подлля, 1996.
 
 
#6 Ю. Дунаев 2012-11-23 08:36 Лето 1942 года. Побег из плена на пикирующем бомбардировщике Ю-87. Пилотировал безвестный летчик - командир самолета ДБ-ЗФ 212-го отдельного дальнебомбардир овочного авиаполка.
См.:
Веллер М. И. Баллада о бомбере (1996).
http://lib.ru/WELLER/bogdanow.txt_with-big-pictures.html#
http://militera.lib.ru/prose/russian/veller1/index.html
= =

Осень 1942 года. Побег из плена летчика РККА Петра Вересоцкого на немецком самолете-истребителе с Кировоградского аэродрома.
См.:
Матвієнко Л. В. Пам’ятники нашого міста : Реферат // Кіровоградська обласна бібліотека для дітей ім. А. П. Гайдара. Кировоград. http://librarychl.kr.ua/pro_bib/nah_vud_referat_pamat_nash_krai.php
Памятник летчику П. Вересоцкому // ПОМНИТЕ НАС ! Описание памятника : «г. Кировоград (Кіровоград), Кировоградская область, Украина». 2006-10.
http://pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=8433
Козацька толока // Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянської журналістики. Інтернет-видання ХайВей. 2008.
http://h.ua/story/93647/#ixzz20Du6KIMg
 
 
#5 Валентина 2012-08-28 06:22 Восхищена подвигом этого человека! Бога буду молить об его упокоении его души. Николай достоин Царствия Небесного!
 
 
#4 Ю. Дунаев 2012-07-13 11:52 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года № 3537-VI лейтенант запаса Лошаков Николай Кузьмич был награжден орденом Красной Звезды.
Приложение (ч. 2) к изданию «Ведомости Верховного Совета СССР» № 19 (1262) за 1965 год [с. 113].
Также см. сообщение Андрея Симонова:

В Центральном архиве Министерства обороны РФ есть наградная картотека. В наградной карточке Н.К. Лошакова записан только один орден Красной Звезды, которым он награждён Указом Президиума ВС СССР от 6 мая 1965 года. Более того, я поднимал его наградной лист к этому Указу. В нём есть графа "Чем ранее награждён". В этой графе значатся только медали "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией". Т.е. никаких орденов на 27 марта 1965 года (дата заполнения наградного листа) у Н.К.Лошакова не было. В статье, на которую Вы ссылаетесь, вообще говорится об ордене Красного Знамени…
Таким образом, во время войны Н.К.Лошаков был награждён только медалями "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией". 6 мая 1965 года он был награждён орденом Красной Звезды. НИКАКИХ других орденов у него НЕ БЫЛО…

Андрей Симонов 19:45, 16 октября 2009 (UTC)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%F8%E0%EA%EE%E2,_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_%CA%F3%E7%FC%EC%E8%F7
«Обсуждение» : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%9B%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D1%87
 
 
#3 Виктор Пермяков 2010-08-01 20:33 Друзья со взлётной полосы в районе Острова
угнав заправленный для коменданта "Шторх",
знать не могли из-за прилива счастья острого,
какой творится на замле переполох.
Бежав из плена, где всё мерзостно и пакостно,
держась упрямо направленья на восток,
они испытывали в ясном небе августа
неописуемый неистовый восторг.
И хотя взрывами им шёлк небесный вышили
и попаданий было явно больше трёх,
они всё выдюжили, и у Малой Вишеры
на поле русском приземлился-таки "Шторх"…
Плясали оба залихватски, словно спятили.
Один крутился на одной ноге винтом,
той, на которой кандидата в члены пратии
он прятал карточку в неволе под бинтом…
 
 
#2 Татьяна 2010-05-31 15:28 Дорогая Циля Израйлевна!
Вы замечательный человек, спасибо вам огромное!
 
 
#1 Читатель 2010-05-08 19:45 Шикарная фактура! Спасибо.
 
Copyright © 2009 ЗАО Газета «Красное знамя».
Все материалы, находящиеся на сайте www.komikz.ru , охраняются в соответствии с законодательством РФ об авторском и смежных правах
и принадлежат ЗАО «Газета «Красное знамя». При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Замечания и пожелания: webmaster@komikz.ru . Powered by Joomla
Яндекс.Метрика